Гимназия Чишминского района - Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

 

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности в условиях меняющегося мира.

Составляющие функциональной грамотности:

  1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, сравнивать и уметь работать с различными текстами, находить и интерпретировать информацию в них, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  2. Естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
  3. Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты в повседневной и бытовой жизни.
  4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
  5. Креативное мышление – умение и способности находить нестандартное решение задачи.
  6. Глобальные компетенции – умения и способности критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия.

 

Международные сравнительные исследования в области образования показывают, что российские школьники сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реалиям.

В связи с этим, на государственном уровне ставиться задача формирования и оценки способности учащихся применять полученные в процессе обучения знания для решения учебных и практических задач – формированию функциональной грамотности.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности являются международные исследования PISA, PIRLS, TIMSS.

Формирование функциональной грамотности участников образовательной деятельности в условиях новой реальности

Алгоритм создания теста в разделе Функциональная грамотность на сайте resh.edu.ru

 

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Приказ МОиН РБ №2418 от 08.12.2021 г. о внесении изменений в приказ №1869 от 20.09.2021 г.

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности

Письмо РЦОКО от 15.03.2022 №44.1/И22-15.03 «Анализ результатов мониторинга сформированности функциональной грамотности по направлениям «Математическая грамотность» и «Креативное мышление» обучающихся 8,9 классов общеобразовательных организаций Республики Башкортостан»

 

Мероприятия Академии Минпросвещения, направленные на подготовку к участию в международных исследованиях качества образования

Приказ школьный 

Информационно-методические ресурсы

 

Ресурсы для формирования навыков функциональной грамотности

 

ФИПИ. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX) классы — https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности -  https://fg.resh.edu.ru/

ФИОКО Открытые задания PISA - https://fioco.ru/

Банк заданий по функциональной грамотности Просвещение —https://media.prosv.ru/fg/

Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач) —https://krippo.ru/files/PISA/task.pdf

 «Дружи с финансами»: тесты для оценки уровня финансовой грамотности- http://finance.instrao.ru/fin/

 Диагностический материал для начальной школы-https://fincult.info/teaching/uchebno-metodicheskiy-komplekc-vvedenie-v-finansovuyu-gramotnost-dlya-nachalnoy-shkoly/

 

Тренировочные задания

Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/

Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/

Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/

Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Создание сайта - учитель математики и информатики Манаенкова К.А.